+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Библия о клевете

Содержание

Клевета

Библия о клевете

Клевета́ – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо; 2) дискредитирующая кого-либо молва или слух, основанная (основанный) на лжи; 3) умышленная деятельность, направленная на формирование и распространение ложных слухов, порочащих чью-либо честь и достоинство; 4) излюбленное занятие диавола. 

Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9-й заповеди (Исх. 20:10).

Христианство учит не доверять клевете. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета (Сир. 19:13-15).

Первая клевета встречается в 3 главе Бытия, когда сатана клевещет на Бога, представляя Творца лжецом. От этой клеветы произошло грехопадение человечества, поэтому сатана именуется клеветником.
Слово клевета наиболее часто встречается в книгах Маккавеев.

Клеветой на Христа иудейские первосвященники добились от прокуратора Иудеи смертного приговора. Клевета на первых христиан часто служила причиной гонений. Так, оклеветав христиан в поджоге Рима, Нерон инициировал новую волну гонений на христианство по всей империи.

Опровержением клеветы на христиан занимались первые апогологеты христианства.
Клеветнический характер носили обвинения в адрес свят. Иоанна Златоуста, приведшие его к осуждению,  лишению кафедры и ссылкам.

В период советских гонений на христианство государство часто прибегало к клевете для осуждения новомучеников и исповедников.  Так, священномученик Серафим (Чичагов) был расстрелян по клеветническому обвинению в создании контрреволюционной монархической организации.

Согласно 145 правилу Карфагенского Собора, если вина клирика по одному из пунктов обвинения не доказана, последующие обвинения не рассматриваются. Это правило противодействует распространению клеветы.

Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов?

В отличие от многих других видов греха, наносящих нравственный вред главным образом совершающему их грешнику, клевета может сказываться, а нередко и сказывается на огромном количестве людей и даже на целых народах.

Причём речь идёт не только о тех людях, которые подвергаются клеветническим обвинениям, но и о тех, кто сознательно или по легкомыслию участвует в лжесвидетельстве: все они в результате могут предстать перед судом Божественной Правды (см: Ложь).

Так, во времена Ветхого Завета надуманные обвинения в адрес иудеев, возвратившихся из Вавилонского плена и приступивших к восстановлению разрушенного Храма (1Ездр.4:6), привели к остановке строительства на несколько лет (1Ездр.4:4:24). В итоге иудеи не могли полноценно справлять предписанные им религиозные обряды, а виновными в этом оказались клеветники.

Во времена Нового Завета клевета в адрес Христа (а Его, как известно, обвиняли в нарушении закона, пособничестве диаволу и богохульстве) довела не уверовавших иудеев до богоубийства (Ин.19:15).

Клевета в адрес христиан, обвиняемых в заговорах против Римских властей, кровосмешениях, людоедстве, поклонении ослиной голове, способствовала приумножению ненависти к ним как со стороны могущественных языческих фанатиков, так и со стороны простолюдинов.

В результате, христиан истязали, бросали в темницы, умерщвляли зверями, огнём и мечом. Само собой разумеется, что при таком положении вещей ответственность за невинную кровь ложилась не только на истязателей и палачей, но и на провоцировавших их клеветников.

Не будем забывать, что именно клевета побудила дружественных деннице ангелов восстать против Бога, в результате чего все они были низвергнуты с небес. Само имя «диавол» интерпретируется в богословии как противник и клеветник (см.: Сатана).

***

Если жалоба несправедлива, то делается клеветой.
святитель Григорий Богослов

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.

Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви-возбуждать ближнего на погибель души.

Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от завистиКак моль портит одежду, так клевета-душу христианина.

преподобный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившемуся истину о тебе.
прп. Максим Исповедник

Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.
авва Фалассий

Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»святитель Иоанн Златоуст

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествичник

Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.
св. Феофан Затворник

Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились.
святитель Тихон Задонский

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях  (1Тим. 5:19).

Клевета: что это и как с ней бороться?

Библия о клевете

Отцы Церкви о клевете и как с ней бороться.

Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Что делать, если слышишь клевету

Как никто другой пострадал от клеветы святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека.

Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: “Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?”».

Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете — оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», — говорит Иоанн Златоуст.

Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению…

И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред». Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение…

Если это правда — исправься; если ложь — посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, — вразумись; если не сознаешь — оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5:11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством: «Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу: «”Любящим Бога… все содействует ко благу”, — говорит апостол (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией.

Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и Быт. 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2:15-22).

Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3:2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви.

Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6:16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие.

Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, – Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: “мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю” (Лк.

23:2), Того, Который учил их: “отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мк. 12:17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить.

Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: “Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною” (Пс.

101:9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6:16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию.

То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят.

Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9:10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его — это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «…

Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым…

Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду».

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья.

Но за это и клеветникам бывает худо.

Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой…».

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия.

Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела.

Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Бревно в собственном глазу

Библия о клевете

«Никогда не позволяйте вашим ушам поверить в то, чего не видели ваши глаза»

Омар Хайям

Библия о сплетнях

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1).

«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит. 13:3).

«Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» (Прит. 11:13).

«Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых — врачует» (Прит. 12:18).

«Что молот и меч, и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего» (Прит. 25:18).

«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Прит. 19:16).

Человек — существо любопытное. В каждом заложено желание узнать что-то новое, интересное. И не только узнать самому, но и рассказать другим. Иногда рассказываемое нами — доброе и позитивное, но, бывает, рассказываем мы что-то, не делающее нам чести и даже являющееся грехом.

Типы разговоров между людьми, которые являются грехом:

. Намеренная клевета, распространение слухов, злословие с целью навредить,испортить мнение окружающих о ком-то, опорочить его в глазах других, сделать тому человеку больно. Намеренное злословие всегда является грехом.

. Пустые, праздные разговоры, пересуды и сплетни, не имеющие целью навредить человеку. Эта беспечная болтовня о других тоже иногда способна подорвать дружбу, разрушить брак и будущее человека.

. «Честная сплетня» — это, как правило, выпячивание напоказ скрытых грехов и просчетов других и унижение согрешившего. «Честные сплетники» говорят правду. Но говорят ее для того, чтобы выглядеть выше жертвы, словесно наказать человека, а не помочь ему. Библия говорит: «Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9)

. Злоупотребление доверием. Это, пожалуй, самый болезненный тип сплетни для жертвы. Иногда, делясь личными подробностями своей жизни с близкими людьми, человек надеется, что эта информация не пойдет дальше, но часто его доверие бывает обмануто.

Люди всегда говорят больше всего о том, что наполняет их сердце, что важно для них, чем они живут и дышат, как сказано в Писании: «От избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). И какое же состояние сердца должно быть у человека, если он любит говорить плохое о людях, распространять сплетни, злословить?

Что побуждает клеветать и сплетничать?

Во-первых, гордыня и большое самомнение. Люди, стремящиеся возвыситься, желающие славы, успеха, ненавидят тех, кто достиг большего, стал успешнее их. Поэтому, произнося что-либо порочащее, приуменьшая успехи других, они ощущают собственное превосходство.

Во-вторых, низкая самооценка. Тот, кто не уверен в себе, унижая других, компенсирует неуверенность в собственных силах.

В-третьих, стремление быть принятым. И это — самая главная причина того, что человек Именно из желания оказаться «своим» человек участвует в пересудах и сплетнях. Он стремится не выглядеть «белой вороной», а потому выслушивает сплетни и не останавливает сплетников.

В-четвертых, зависть. Это страшное чувство может довести до желания унизить более успешного и талантливого человека. Зависть — нравственная болезнь, накопление обиды, приводящее к полному разрушению жизни человека.

В-пятых, злоба. Она порождает преднамеренную клевету. Злоба возникает из-за желания отомстить. Ложь, клевета, ненависть являются главным оружием дьявола. Поэтому люди, которые клевещут и сплетничают, поступают, как он и не смогут избежать заслуженного наказания.

Печальные последствия клеветы

Сплетни и злословие приводят к тому, что страдают не только жертвы сплетен, но и сами клеветники или подстрекатели. Сплетники и клеветники также теряют внутренний покой, любовь людей, репутацию.

Давая волю своему языку, они позволяют «плоти» господствовать над жизнью и духом.

Люди, привыкшие обсуждать недостатки других, как правило, не замечают собственных пороков, которые иногда бывают более страшными, чем у их жертв.

Мудрость покидает их, и они превращаются в глупцов. «Глупого поглощают собственные уста. Начало его речей — глупость, их конец — злое безумие. Глупый наговорит много слов» (Еккл. 10:12-14).

Передавая сплетни, человек может не знать, что передает ложную информацию, однако, все равно будет повинен во лжи.

Иисус Христос на страницах Библии говорит нам: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

Что не является сплетнями?

. Желание и стремление говорить правду с хорошими намерениями заинтересованным сторонам, то есть делиться информацией с теми, кто имеет право на такие сведения. Например, домочадцы Хлои рассказали апостолу Павлу о проблемах в церкви в Коринфе (1 Кор. 1:11).

.Увещевание непосредственно человека с целью помочь ему оставить ошибки или грехи.

. Наставление друг друга на путь служения Господу с указанием недостатков человека, препятствующих этому, высказанное с любовью, без осуждения.

Как бороться со сплетнями, злословием, клеветой?

. Избегать участия в разговорах клеветников.

. Обличать тех, кто распространяет сплетни и злословит.

. Всегда хранить секреты, доверенные вам.

. Думать, прежде чем что-то сказать.

. Если хотите действительно помочь человеку, общайтесь по-доброму: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 2:29).

. Контролировать свой язык и свое поведение не достаточно для того, чтобы победить грех злословия и сплетни, нужно изменить еще и свое сердце. А для этого необходима молитва об освобождении от греха злословия и клеветы.

Наша речь дана нам Господом, и наступит час, когда каждый будет давать отчет в том числе и о том, как он использовал свои слова и умение говорить.

Всегда помните: «Единственное, что надо делать за спиной человека — это молиться о нем».

Елена Петибская

Откажитесь от клеветы

Библия о клевете

Бог ненавидит клевету (Притчи 6:16-19), клевета это зло. Поэтому Павел говорит о клевете, как о поведении человека, который ненавидит Бога (Римлянам 1:30), а Иаков называет такое поведение бесовским (Иакова 3:15-16).

Клеветать – значит говорить какую-либо неправду о другом человеке, которая намеренно или ненамеренно портит его репутацию. Она носит разделяющий, обескураживающий и смущающий характер и часто влияет на жизнь многих людей.

Благодаря тому, что клевета обладает такой отравляющей силой, она является одной из главных стратегий врага по разрушению отношений, предотвращению и извращению реализации миссии церкви. Поэтому нам нужно быть внимательными, чтобы вовремя распознать и не поддаться этому крепко цепляющемуся греху (Евреям 12:1).

Тонкости клеветы

Порой говорить что-то неправдивое и разрушительное о ком-то — это смело и прямо. Но клевета часто предстает в весьма изощренном облике, ведь мы привыкаем ее слышать в течении нашей жизни в разных аспектах, и растем, привыкая к ней. Это значит, нам нужно повысить свою чувствительность к ней и снизить уровень терпимости.

Клевета может принимать разные обличья. Здесь я приведу несколько примеров из числа тех, которые встречаются чаще всего.

Бывает, можно услышать неправдивую информацию, которая кажется вполне безобидной, но в результате у слушателей остается негативный образ другого человека.

Иногда, желая произвести хорошее впечатление на слушателей, мы приукрашиваем наш рассказ, придавая ему негативный оттенок.

Иногда мы по-настоящему переживаем о ком-то, но делимся этой информацией с кем-то, кто не сможет помочь, или с тем, кому это не принесет пользу.

И мы делаем это чтобы заставить нашего собеседника плохо думать об этом человеке.

Или, если мы делимся нашими переживаниями с подходящим человеком, мы можем порой развивать и дополнять свои предположения, незаметно смешивая их с фактами, искажая наши переживания, чтобы получить желаемый результат.

Любая форма клеветы обладает цепной реакцией и приводит к тому, что репутации другого человека наносится вред.

Клевета это воровство

Именно потому, что страдает репутация другого человека, клевета есть зло. Библия говорит: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притчи 22:1).

В этом контексте хорошее имя говорит о характере человека, что наиболее ценно в его идентичности. Хорошее имя – это то, какими нас видят другие люди.

А поскольку отношения продаются в валюте доверия, репутация является очень ценным активом.

Когда мы имеем дело с именем другого человека – тем, как его представляют другие люди, – мы распоряжаемся тем, что принадлежит ему. Когда мы несправедливо вредим репутации другого человека, мы буквально крадем его хорошее имя и разрушаем его характер.

Это приносит большой вред, имеющий долговременное влияние на жизнь людей, ведь восстановить разрушенное имя очень сложно.

Кто знает, получим ли мы любовь, радость, поддержку, утешение и возможности от людей, если будем небрежно относится к их именам?

Бог знает. И ненавидит это. Бог ненавидит, когда мы плохо говорим о его имени (Исход 20:7) и об имени других (Тита 3:2). Он спросит за каждое небрежно произнесенное слово (Матфея 12:36). Для нас это прекрасный стимул «отложить всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Петра 2:1).

Сначала победите клевету внутри себя

Первый из клеветников, которого нужно заставить замолчать, это тот, который живет внутри каждого из нас. Исполненная зловредной гордости, наша грешная природа не заинтересована в правде, а только лишь в самовосхвалении. Поэтому она всегда старается манипулировать другими, используя клевету (или лесть) для нашей личной выгоды.

Грех (а потому и демоны, которые приходят нас мучить) использует наше беспокойство или обиду, причиненные другими людьми, заставляя нас плохо о них думать.

Если мы плохо думаем о других, мы им добавляем несуществующих или преувеличенно негативных качеств, не существующих на самом деле. Часто все начинается с того, что в наших мыслях мы сами себя оправдываем, осуждая при этом других за их плохие поступки. В этот момент мы просто даем волю своим плохим мыслям о других. Это так клевещет наша природа. И мы глупы, что слушаем ее.

Если мы говорим неправду о других – а это происходит, если ее вовремя не остановить – мы ведем себя трусливо и одновременно терпимо по отношению к своей эгоистичной натуре.

Такая снисходительность к себе в этот момент объясняется тем, что мы просто хотим слышать, как сами себя хвалим, чтобы заставить слушателей восхищаться и принимать нас лучше, чем тех, о ком мы плохо отзываемся.

В этот момент мы крадем чужую репутацию, чтобы получить дозу самовосхваления.

Говорить неправду о других – значит проявлять трусость, ведь в этот момент мы подпитываем наше беспокойство или обиду, чтобы завоевать симпатию других, в то время как должны были бы смело обратиться к источнику наших переживаний.

Мы находим тысячу оправданий такому поведению, но, по сути, нам просто не хватает смелости посмотреть этому противнику прямо в глаза.

Значит нам стоит серьезно задуматься о том, каков наш характер, если мы своими действиями вредим характеру другого человека, желая получить несколько очков для себя в глазах других.

Нам нужно бескомпромиссно игнорировать и заглушать нашу клеветническую и грешную натуру.

Поможем друг другу бороться с привычкой клеветать

Когда кто-то говорит о нас неправду, нужно помнить, что мы ведем борьбу не с кровью и плотью, но с духами злобы поднебесной (Ефесянам 6:12). Сатана знает, что клевета умерщвляет и разбивает церкви, отравляет дружбу и разрушает семьи.

Он знает, что она угашает Святой Дух, убивает любовь, препятствует духовному обновлению, подрывает доверие и лишает смелости святых.

Итак, наша цель, особенно в контексте церкви, — помочь друг другу и пролить свет на дела сатаны, помочь справиться с разбросанными им камнями преткновения.

Как это сделать? Наилучший путь к достижению этой цели – стать человеком, рядом с которым другим неуютно говорить неправду. Для этого нужно задавать друг другу вопросы на подобие этих:

  • Ты говорил об этом с этим человеком? Давай пойдем и поговорим с ним.
  • Давай проясним, это информация, которую мне нужно знать? Ты хочешь, чтобы я помог вам помириться?
  • Ты все сделал для того, чтобы избавиться от горечи, гнева, раздражения, ропота и клеветы? (Ефесянам 4:31)
  • Как я могу помочь тебе сохранить репутацию этого человека как ценность? (Притчи 22:1)

Другими словами, друзья не должны разрешать своим друзьям клеветать. Друзья не должны позволять своим друзьям вести себя как те, кто ненавидит Бога (Римлянам 1:30). Чем больше мы любим людей, тем больше мы ненавидим клевету, потому что клеветник ненавидит свои жертвы (Притчи 26:28).

Давай помнить, что мы буквально распоряжаемся добрым именем других людей. Давай решим, что не будем делиться информацией, которая на первый взгляд кажется не такой уж пагубной для чьей-то репутации, и каяться перед другими людьми, если мы так сделали.

Давайте будем стараться заглушать грешную природу и милостиво принимать помощь и помогать, если кто-то из нас, возможно неосознанно, уклонился в сторону неправды и стал клеветать.

Давайте нанесем поражение силам сатаны, говоря правду с любовью (Ефесянам 4:15).

Давайте откажемся от разрушающей греховной силы клеветы.

Немножко о клевете и обидных ситуациях

Бывают случаи, когда нужно (и это не клевета!) обсудить или поделиться информацией, могущей, по сути, навредить репутации другого человека. Помните, что клевета это неправдивая разрушающая информация. Но иногда грехи человека таковы, что о них нужно всем знать во имя справедливости и личной безопасности. Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • Сообщать о грехе или оскорбительном поведении, о котором точно известно, нужным людям, которые могут помочь в данной ситуации;
  • Участвовать в духовных, а в некоторых случаях социальных расследованиях, чтобы противостать обидчику или очистить доброе имя;
  • Осторожно и не раскрывая лишних деталей рассказать об оскорбительном поведении другого человека, в том случае, когда утаивание этой информации может привести к серьезным последствиям;
  • Спрашивать совета у пастора о том, как правильно поступать в сложных и запутанных ситуациях, делая всё, что в ваших силах, чтобы уберечь репутацию человека, о котором идет речь, от возможного вреда.

В Матфея 18:15-17 Иисус говорит о том, как нам нужно себя вести в таких сложных ситуациях. Иисус учит вести себя осторожно и всегда стараться сохранить репутацию другого человека настолько насколько это возможно, и знать, что слухи и клевета это искушения, которые всегда стараются пробраться в нашу дверь.

В век социальных медиа, когда нет ограничений прошлых столетий, давайте не будем спешить постить («медленны на слова» — Иакова 1:19) свои размышления, комментарии, анализ ситуации, касающиеся других людей, даже если это уже всё стало достоянием широкой публики в нашей лояльной к клевете культуре, поскольку это может оказаться клеветой. Все серьезные библейские предостережения всё еще применимы, что заставляет нас, а особенно тех, кто «на сцене», опасаться этого.

Автор — Джон Блюм / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Р.Б. для ieshua.org

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 08.02 (Россия). Спасибо!

верующиегрехДжон БлумжизньклеветаобидаотношенияР.Б.соблазнсплетни

Клевета — как по-христианки на нее реагировать?

Библия о клевете

Клевета, как никто другой от нее пострадал  святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека.

Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»».

 Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете — оградим себя молчанием».

Сплетни – реагировать ли на клевету? Три духовных совета монаха

Библия о клевете
Время чтения: 6 мин

Что читают сегодня с этим материалом? Почему человечество верит в теории заговора

Если друг — сплетник?

— Владыка Павел, подскажите! Вот приходит, к примеру, мой близкий человек и пересказывает обо мне сплетни, да еще и с такой гордостью, словно сделал благое дело! Но благое ли это дело — пересказывать сплетни о твоем друге? И как мне теперь относиться к тому человеку? Стоит ли ему доверять?

— Здесь все достаточно просто. Человека, который приносит вам сплетни — под любым, самым благородным видом — нужно опасаться. Потому что он сегодня сказал сплетни о тебе, даже может что-то и прибавил, а завтра вы скажете что-то, может быть даже просто в шутку о ком-то, а он передаст это другому. И клевета расплодилась.

Потому будьте внимательны, следите за своим языком. Потому что, как говорит Священное Писание, человека оскверняет не то, что входит в уста, а то, что из них исходит.

Потому я бы советовал отнестись к сплетням и сплетнику максимально спокойно, в идеальном случае — без лишних слов и комментариев, попыток выяснить какую-то конкретику.

И главное — что особенно важно! — ни в коем случае не брать эти сплетни близко к сердцу.

Сплетники хорошие учителя

—  Что значит, не брать близко к сердцу?

—  Когда человек узнает о себе сплетни, чаще всего он начинает думать: «Нет дыма без огня, может я на самом деле такой плохой». Это и есть — принять информацию близко к сердцу, к своей душе. Этого ни в коем случае делать не надо. Потому что интриганы и провокаторы могут специально довести человека до болезней, инсультов, инфарктов и даже суицида.

Если уж вам и сказали что-то о вас нехорошее, максимум, о чем стоит задуматься — что может в этом моменте нужно немного изменить свои привычки, правила, или даже изменить свою жизнь. Мы все несовершенны. Совершенный только Господь Бог. Потому мы учимся, учимся всю жизнь, и лучшие учителя — это наши враги и… да, и клеветники. Они невольно подсказывают нам, где нам пора меняться.

Кому пакостит клеветник?

— Выходит, на то, что говорят клеветники, все же нужно обращать внимание?

— Нужно, но осторожно и с мудростью. Можно сесть в тишине, помолиться и подумать — может, я невольно дал кому-то соблазн вот так вот обо мне сказать и человек согрешил, оклеветал. Особенно стоит задуматься о человеке, который вам эту клевету принес. Ведь он мог поступить мудрее — не придавать глупостям значения и не распространять их. Чтобы не расплодить клевету.

«Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе»— говорил святитель Василий Великий.

— Так что же ответить, если друг пришел и рассказал о вас сплетни? «Спасибо, я учту»?

— Да. Все спасибо, благодарю. Но больше с этим человеком лучше не общаться.

— А можно его самого укорить в том, что разносит клевету?

— Можно, но максимально вежливо сказать, чтобы он больше этого не делал. Только вряд ли это поможет вашей дальнейшей дружбе. Скорее всего, после таких слов ваш «друг» пойдет и расскажет о вас самим клеветникам.

У такого человека есть какая-то выгода, какая то цель. Рассорить вас с кем-то или может даже занять ваше место. Словом, этим людям доверять совсем не стоит. Цель сплетен — конфликт.

А в конфликте обязательно нужны участники, и нужно найти «крайнего».

Что читают сегодня с этим материалом? Владимир Зеленский: «Я радуюсь всему — от рейтингов „Квартала 95“ до кофточки жены»

Замысливший худое, себя сам проявит

— Но владыка, даже если я и скажу: «Спасибо, учту», то в душе все равно буду сердиться и осуждать и того, кто мне рассказал сплетню, и самих авторов!

— Когда меня назначили наместником в Киево-Печерской лавре, первым делом я сказал братии: «Я не люблю ни доносов, ни доносчиков. Что мне будет нужно, Господь откроет». Потому у нас правило — ничего гадкого по монастырю не распространять. Любой, замысливший худое, рано или поздно себя проявит. Надо лишь терпение и стойкость, и помогают в этом в первую очередь молитвы.

— А можно молиться за человека, который тебя оклеветал? Или это будет неискренне?

— Я даже больше скажу! За такого человека можно и нужно молиться, как нужно молиться за своих близких и своих врагов. Нужно просить у Господа, чтобы Он спас их души, вывел из тьмы к свету. Но ни в коем случае в молитве нельзя роптать и осуждать клеветников. Надо просить у Бога о спасении их душ.

— Но если ты не выдержал и наговорил в сердцах что-то сплетнику в ответ, что делать?

— Всякое бывает, конечно. Тогда уж лучше спустя время попросить прощения. И сделать этому человеку какое-то доброе дело, может даже необязательно чтоб он об этом знал. Нельзя злом отвечать на зло. Ну, а если уж не можете ни извиниться, ни сделать что-то доброе, тогда станьте на молитву и просите Господа смягчить ваше сердце, дать мудрости и помочь.

Молитвы от клеветы

«Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения.

Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты за меня претерпел, научилось сердце мое терпению, и не только без раздражения, но даже с благодарением, охотно переносило обиды и осуждения других. Об одном умоляю Тебя, Господи, не оставь врагов моих навсегда в слепоте их, но озари наконец и их лучем благодати Твоей. Аминь».

Псалом 3 (от клеветы и клеветников)

«Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое».

Что читают сегодня с этим материалом? Тринадцатый ангел. Нестор Летописец и новое оружие антихриста. Глава 4. Христианское фэнтези

Что отвечать атеисту?

— Владыка, один из наших читателей спрашивает: прежде он часто и с рвением отвечал атеистам, которые говорили, что вера — удел слабаков, а теперь не хочет отвечать. Хорошо это или плохо? Может это слабость веры?

— Это мудрость. О чем говорить с безумным? Господь поругаем не бывает.

Есть такая история. Пришел один ученый к священнику и говорит: «Бога нет! Я точно знаю. Могу научно доказать!». Тогда встает один старенький батюшка, и говорит ему в ответ: «Если Бога нет, то зачем вы о нем говорите?».

Молодой священник ответил иначе: «Раз вы ученый, то скажите: на лугу пасется конь и осел, корова и овца, а в туалет они ходят по-разному. Почему? Ведь трава — одна и та же!» Ученый отвечает: «Я не знаю, я не биолог».

На что священник отвечает: «Если ты даже в экскрементах не можешь разобраться, чего тогда ты лезешь в богословие?»

Очень часто люди и в себе толком не могут разобраться, но уверены, что разбираются в канонах церковной жизни. Только сколько раз эти люди были в церкви? Что на самом деле они знают истину — большой вопрос.

Меня всегда удивляло, что люди невоцерковленные уверены, что знают о церкви все. Тогда как все, на что мы можем влиять, что мы должны знать — это то, что нужно в первую очередь заниматься очищением своей души. Разобраться в себе и в своих грехах. И тогда вокруг тебя люди начнут тоже меняться.

Стоит ли молчать?

— Но может, если атеисты готовы слушать о Боге, не стоит молчать? Это ведь лишний повод засвидетельствовать человеку Евангелие…

—  Тогда так и говорите: «А давайте найдем ответ в Евангелии?» И посмотрите, так ли им захочется вас слушать, и сколько людей возле вас останется, тем и отвечайте, открыв Священное Писание.

Когда-то я приезжал в гости в своему другу, ныне владыке Пантелеимону. Собралось очень много братии, послушников, все вокруг нас суетятся. Тогда владыка Пантелеимон встает и объявляет: «Ну, братия, а теперь встанем и почитаем Акафист». Что вы думаете? Через пять минут возле нас с владыкой осталось только несколько человек, у остальных резко появились неотложные дела.

Что читают сегодня с этим материалом? Как научить ребенка ценить деньги: советы психологов и бизнес-тренеров

Без Бога мы слабы

— Есть мнение, что человек верующий просто слабак, который придумал себе Бога, чтобы прикрыться им, как щитом. В принципе правильно, но что на это ответить? Ведь по сути так и есть… Мы без Него слабы…

— Я на это отвечаю очень просто. Даже если я и придумал Бога, то я ничего не теряю, только приобретаю в вере — очищая свои мысли и улучшая поступки, приходя на покаяние и т. д. Я в любом случае буду жить по уставу своей совести.

Но как быть, если Бог все-же есть? Что ты будешь делать, если окажется, что Бог есть?! Что ты Ему скажешь? Что ты не знал, забыл, что ты творение Его, что у тебя есть Отец, который тебя создал, что есть тот, кто всем миром и тобой управляет? Интеллигентом прежде называли человека, который в первую очередь исполняет заповеди Божии и старается жить по ним.

Если человек хоть немножко задумывался о своих поступках, он бы так не грешил. Но проще осуждать, всех называть слабаками, только — а судьи кто? «Взявший меч, от меча и погибнет». Возмездие за боль нужно отдавать на волю Божью. Господь Сам решит, что делать. И в этом мы слабы, а Он — сильный. И нет в том ничего постыдного.

Что читают сегодня с этим материалом?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.