+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Бранденбургско прусское государство было создано в году

Развитие территориальной государственности: Пруссия

Бранденбургско прусское государство было создано в году

  • Формирование Прусского государства
  • Становление абсолютизма в Пруссии

Начиная с XIV в. Германия стала постепенно превращаться в политическую мозаику различных по значимости – и в общегерманской истории и по размерам – государств.

В кризисные периоды истории насчитывалось до 300 государств и полусамостоятельных владений, имперских ленов и т. д., объединенных условной федерацией Священной Римской империи. Наиболее крупными и значимыми государствами в последующей германской истории стали Австрия, Бавария, Пфальц, Саксония, Баден.

Особое место в государственно-политической истории Германии заняла Пруссия (Бранденбург). Она не только стала в начале эпохи Нового времени наиболее мощным и влиятельным из германских государств, активным участником европейской государственно-политической и военной истории. Сложившийся в ней к XVII в.

государственный абсолютизм был отмечен особым своеобразием и составил специфическое явление в развитии государственных форм не только в Германии, но и в Европе.

Формирование Прусского государства

Возникновение Пруссии было связано с развернувшейся в XII в. германской колонизаторской экспансией на восток Европы.

Территориально и политически зарождавшаяся Пруссия была также едина с Тевтонским рыцарским орденом; многие захваченные и освоенные земли на границах Польши управлялись совместно. К середине XII в.

сформировалось самостоятельное маркграфство Бранденбург, где правила своя династия. Оно стало центром будущего государства. (В 1230 г. впервые был упомянут новый центр Марки – Берлин.)

В первые века государства город и деревня в нем были мало отличны друг от друга и управлялись единым образом: с помощью бургграфов, осуществлявших главным образом юрисдикцию. С XIII в. управление Маркой изменилось. Область была подразделена на 30 округов, во главе которых поставлен фохт. Ему подчинялись и городские, и деревенские общины.

Только крупные церковные вотчины обладали судебным и административным иммунитетами. Фохт объединял в своем лице полицейскую, административную, финансовую и судебную власть, предоставленную ему маркграфом как феодальным сюзереном области.

Фохта назначал маркграф – первоначально или из состава своего двора, или выходцев из других областей Германии; позднее – по совету «мужей и городов» фохтства и обязательно из местных известных лиц.

Высшее управление государством осуществлял дворец правителя, обладавший всеми типическими чертами феодального двора. Некоторые особенности состава и принципов распределения полномочий были обусловлены военным характером новой области, постоянными колонизационными столкновениями.

Наиболее стабильными должностями дворца были гофмейстер (дворецкий), маршал (ведавший конными пастбищами, оснащением войска, позднее – начальник рыцарского ополчения), камерарий (руководивший финансами государства).

При правителе был также протонотарий, считавшийся держателем большой печати и начальником канцелярии.

Правительственные полномочия маркграфа имели в себе мало государственных черт и почти не отличались от домениальных прав, особенно в колонизируемых областях.

Слабо были развиты и ленные связи: большинство феодалов находились в положении министериалов домена правителя. Поэтому Бранденбургское государство XII – XV вв. (нераздельность Марки была закреплена Золотой буллой в 1356 г.

вместе с наследственными княжескими правами ее правителя) по своей организации было не ленной монархией, а раннефеодальной.

В XV в. после нескольких десятилетий династических распрей, вызванных пресечением старой линии правителей Бранденбурга, престол маркграфства (курфюршества) заняли Гогенцоллерны (с 1415 г.). Их династия царствовала до исторического конца Прусского государства.

С правлением Гогенцоллернов связано быстрое укрепление военной силы Марки, присоединение новых территорий, создание новой администрации. Хотя в первые десятилетия их власти государству пришлось испытать и династическое раздробление, вызванное особым порядком наследования.

В XV в. завершилось оформление земских сословий (наряду с общеимперскими): духовенства, дворянства, городов.

В Марке особое значение приобрело дворянство – не только как наиболее богатый слой землевладельцев, но и как носители вотчинного управления, которое получило большое распространение посредством новой передачи иммунитетных прав от курфюрста. В XV – XVI вв.

в политической системе Бранденбурга (как и большинства других германских земель и княжеств) закрепились новые институты – ландтаги (земские съезды). Они вели происхождение от традиционных совещаний правителя с сословиями и своим двором.

В ландтагах участвовали приглашенные курфюрстом лица из духовенства, рыцарства и от городов. Принцип представительства сословий не сложился. В основном призывались по именным приглашениям правителя. Только города посылали определенное число депутатов, снабжая их своего рода мандатами.

В компетенцию ландтага входило обсуждение налогов, мер по обеспечению «общего имперского мира», законодательных предложений. Их влияние на крупные государственно-политические вопросы было невелико. Неизменное, хотя и нерегулярное функционирование земских съездов означало, что в Бранденбурге XV – XVI вв. сложились элементы сословной монархии.

В этот период преобразовалось и местное управление княжества. В нем проявились черты территориально-административного государственного, а не чисто домениального управления.

Фохтства утратили свое значение, образовались округа (в исторических границах больших общин).

Во главе такого земства ставился старшина – на небольшое время (до 6 лет) с военной и полицейской властью, а также общественно-хозяйственными функциями (поддержание состояния дорог, мостов и т. п.). С 1500 г. новое управление стало чисто чиновничьим.

Большое значение для политической системы Бранденбурга имели религиозная Реформация и последовавший за нею общий передел власти в империи. Приняв сторону протестантизма, бранденбур-гские курфюрсты во второй половине XVI в. существенно увеличили свои владения за счет самостоятельных католических епископств и даже мелких князей.

Протестантизм не предполагал возможности для новой церкви обладать земельными владениями. Поэтому были проведены крупные конфискации внутри княжества. Духовенство как сословие утратило свою обособленность и старые права. В 1542 г.

в Марке было сформировано свое церковное управление по синодальному образцу: делами церкви правил отныне светский суперинтендант и коллегия 3–4 духовных лиц.

Становление абсолютизма в Пруссии

XVII в. стал поворотным временем в становлении нового Германского государства. Курфюршество Бранденбург благодаря разного рода внутриимперским и даже общеевропейским политическим противоречиям и полуудачным войнам с соседями присоединило к себе несколько крупных областей.

Наиболее важным приобретением было герцогство Пруссия (1635), образовавшееся из земель прежних Тевтонского и Ливонского орденов, а также Померания, земли к западу от старой Марки. Власть и влияние правителей Бранденбурга значительно выросли. В другом отношении, именно в первой половине XVII в.

в государственной организации страны стали проявляться черты, характерные для абсолютной монархии. Особенностью ее становления в Бранденбурге стало особое значение административной и военной организации.

Власть курфюрста не могла претерпеть существенных правовых изменений: ее статус предопределялся традициями и законами, общими для Германской империи, основные суверенные права были закреплены еще в Золотой булле и в Аугсбургском трактате 1555 г. Сохранялось общеполитическое влияние империи на дела княжества.

Курфюрст Бранденбургский, кроме всего, считался постоянным почетным имперским казначеем. После Вестфальского мира 1648 г. за Бранденбургом, как и за другими германскими землями, было полностью признано право на суверенную внешнюю политику и заключение политических союзов. В начале XVII в. курфюрсты утвердили династическую нераздельность владений (Герский домениальный договор 1603 г.).

Это стало важнейшей предпосылкой политического возвышения княжества.

На первую половину XVII в. пришлось становление центральной администрации княжества. До этого правительство Бранденбурга было практически неорганизовано.

Существовали только высший апелляционный суд (Судебная палата) и орган общего финансового контроля за сословными институтами сбора налогов и пошлин (Чиновная палата). Администрация курфюрста была представлена несколькими советниками, важнейшим из которых считался канцлер.

Он, в частности, представлял правительство на ландтагах. Кроме этого, реальная администрация находилась в руках новых местных властей. Земли старых владений были поделены вначале на 3, потом на 2 особых старшинства. Они управлялись советниками-чиновниками, там были свои суды и финансовые органы. Во главе т. н.

Новой марки, кроме того, стоял назначенный курфюрстом штатгальтер со всей полнотой военной, полицейской и административной власти. Своя администрация начала устанавливаться и в новых областях.

В 1603 г. для централизованного руководства владениями был создан Тайный совет из 9 членов – высших должностных лиц, назначенных курфюрстом. Первоначально Совет образовывался только для «подачи советов» правителю, для «лучшего ведения дел».

Однако вскоре он сосредоточил у себя все нити реального государственного управления. Вне поля его деятельности оставались только Судебная палата и церковь. Совет стал высшим финансовым органом страны, располагал прямыми полицейскими, хозяйственными, правовыми полномочиями.

Заседал Совет дважды в неделю, причем курфюрст в его работе практически не участвовал, только утверждал регулярно его решения. Создание нового органа было разрывом с прежним принципом сословной администрации. Статус Совета и его деятельность неоднократно регламентировались специальными уставами. С 1616 г.

, по новому уставу, ему был вменен надзор и за Судебной палатой, а затем и церковью.

В 1651 г. Тайный совет был подразделен на 19 департаментов. Это была практически первая известная в Европе попытка сочетать высшие правительственные полномочия с ведомственным управлением.

Департаменты строились и по ведомственному, и по территориальному принципу (так, 4 из них заведовали новыми землями, нескольким поручались международные дела по отдельным странам, нескольким – разные сферы отношений с империей). Совет был расширен.

Его официально возглавил директор как председатель коллегии.

Второй стороной возрастания значения государственности в княжестве, а с нею и власти курфюрста стало развитие военной организации. До XVII в. армия была невелика и состояла в главном из феодально-сословного ополчения от рыцарства (до 7,5 тыс. конницы) и городов (до 10 тыс. пехоты). В XVI в.

началось строительство мощных крепостей, размещение там постоянных гарнизонов. На протяжении XVII в. в Бранденбурге был осуществлен переход к рекрутско-наемной системе формирования (первый набор – в 1620 г., со службой всего в три месяца, полный переход на новую систему – в 1693 г.).

Наборы осуществляли сами полки, для чего выделялись специальные охотники-офицеры. Финансовая сторона рекрутства была возложена на специальных отдельных комиссаров. Рекрутство разрушило сословно-привилегированный характер армии: с 1703 г. набирать их начали и из крепостных.

Это стала вполне абсолютистская армия нового подчинения и регулярного строя.

Переход к новой армии вызвал, во-первых, введение новых налогов –повсеместных и общих – контрибуции, а затем и акциза. Во-вторых, стала формироваться совершенно особая организация военно-гражданского управления в центре и на местах. В качестве посредников между гражданскими и военными властями учреждались в округах комиссары.

При них – окружные коллегии из рыцарства и чиновников, выполнявшие обязанности контроля за финансами и в силу этого с полицейской властью. При очередной реорганизации армии курфюршество было разделено на 3 военных округа, каждый во главе с военным губернатором (с 1655 г. – генеральным военным комиссаром).

Под его началом сложилась целая сеть военных должностных лиц: генерал-квартирмейстер (по размещению войск), генерал-провиантмейстер (по интендантству), генерал-аудитор (по общему контролю за расходованием средств).

На уровне провинций и новоприсоединенных земель учреждались должности старших комиссаров, при полках, расквартированных по крепостям и городам, – комиссаров с финансовыми полномочиями.

По сути, рядом с чиновничье-бюрократическим государством сложилась новая организация – военное государство, регулировавшее различные сферы управления в единстве и в замкнутой подчиненности верховной власти курфюрста. Это была не только административная особенность государственного строя Бранденбурга. В этом заключалась важнейшая предпосылка к нарочитой военизации политики Пруссии в XVIII в. и деформированному значению в ее последующей истории военного элемента.

Правовая политика власти во второй половине XVII в. была направлена также на отказ от старого сословного строя. В 1653 г. собрался последний ландтаг полного состава.

Потеряло значение сословное финансовое управление в связи с введением постоянных и неизменных, собираемых только по воле власти налогов.

Дворянство стало превращаться в замкнутое сословие: запрещалось недворянам приобретать рыцарские имения, ограничивалось право вступать в брак с недворянами.

Благодаря искусной дипломатической игре курфюршеству удалось приобрести новый государственно-политический статус.

Поскольку статус самого Бранденбурга в рамках империи не мог подвергаться переменам, герцогство Прусское (крупнейшее из новоприобретенных областей) было объявлено королевством. Это получило признание европейских государств (1701).

Курфюрсты Бранденбурга получили титул прусских королей, а малонаселенная и экономически отсталая Пруссия стала политическим центром реформированного государства, в котором сложился особый, военно-бюрократический абсолютизм.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Пруссия и Брандснбург

Бранденбургско прусское государство было создано в году

Пруссия (Preußen), государство, возникшее в результате воен. экспансии нем. феодалов в Центр., Вост. и Юго-Вост. Европе, — оплот реакции и милитаризма в Германии. П. образовалась на базе нем.

феод, земель — Брандснбурга и государства Тевтонского ордена, возникших в результате захвата нем. феодалами в союзе с католической церковью славянских и литовских земель, истребления балтийского племени пруссов. В 1618 году после объединения Бранденбурга и светского герцогства П.

(возникло в 1525 году на землях Тевтонского ордена) образовалось Бранденбургско-Прусское княжество.

В 1701 году оно стало королевством П., в котором получили распространение суровые формы крепостного права, укрепился реакционный милитаристский полицейско-бюрократический режим (см. Пруссачество). При короле Фридрихе II прусском милитаризм достиг своих «классических» форм. В это время прус, армия выросла с 50 тыс. до 200 тыс. чел. и по числ. заняла 1-е место в Зап. Европе. Ок.

70% ежегодного бюджета тратилось на воен. нужды. Прус, армия комплектовалась путём вербовки наёмников, офицерский корпус состоял из прус, дворян (юнкеров). В целях расширения территорий П. вела многочисленные войны (см. Австрийское Наследство, Семилетняя война 1756-1763 годов).

В 1772, 1793, 1795 годы она присоединила значительную часть польских земель.

П. участвовала в коалициях европейских государств против революционной, а затем наполеоновской Франции. Разгром П. Наполеоном в Йена-Ауэрштедтском сражении 1806 года, потеря более 1/2 территории страны (см. Тильзитский мир 1807 года) продемонстрировали гнилость прусской гос.

и феодально-крепостнической системы, что привело к проведению ряда бурж. реформ, в т. ч. военной, связанной с Г. Шарнхорстом и А. В. А. Гнейзенау. Армия была реорганизована на основе краткосрочной службы, отменена вербовка наёмников, на офицерские должности стали допускаться лица недворянского происхождения.

Воинская повинность была введена почти для всего мужского населения. В 1812 году, предав национальные интересы, П. приняла участие в воен. нашествии Наполеона на Россию. Разгром наполеоновской армии рус. войсками положил начало освободительной войне 1813 года в Германии против наполеоновского ига. По ген.

акту Венского конгресса 1814-1815 годы П. получила сев. часть Саксонии, земли по левому берегу Рейна, часть Вестфалии, Познань, о. Рюген и швед. Померанию. В 1815 году П. вошла в реакционный «Священный союз». В 1848 году в П., как и в ряде др.

немецких государств, началась буржуазно-демократическая революция, основным вопросом которой было объединение страны на демократических началах. Но этому противодействовали прус, правящие круги; Поэтому К. Маркс и Ф.

Энгельс выступали за ликвидацию прусского государства, призывали немецких патриотов встать на защиту поляков и совместно добиваться освобождения обеих наций. Однако из-за предательства буржуазии, боявшейся рабочего класса, революция не привела к свержению прус, деспотизма и ликвидации всех феодальных институтов.

Характеризуя угодничество немецкой буржуазии перед феодалами и монархией, её предательское отношение к нар. массам, В. И. Ленин писал: «…в Пруссии первенство за феодалами, за юнкерами, за монархическим милитаризмом… Немецкая буржуазия… явила образец низости, подлости, лакейства, награжденного пинками «юнкерских» сапогов» (Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 20, с. 280—281).

После поражения революции 1848-1849 годов в П. утвердился т. н. прус, путь развития капитализма в с. х-ве, характеризовавшийся медленной, тянувшейся десятилетиями ликвидацией феод, отношений, что наложило отпечаток на общественно-политическую жизнь и воен. организацию П. В 1862 году прусское правительство возглавил О.

Бисмарк, который настойчиво добивался установления в Германии господства П. В осуществлении политики реакционного блока юнкеров и буржуазии, политики «железа и крови» крупнейшая роль отводилась воен. идеологии, перед которой ставилась задача оправдать захватнические войны и милитаризацию страны. П. вела непрерывные войны за захват новых тер.

и установление своего господства во всей Германии (см. Датская война 1864, Австро-прусская война 1866).

В 1867 был создан Северо-Германский Союз во главе с П., где установился реакц. прус, режим. Победа П. в войне против Франции (см. Франко-прусская война 1870—71) привела к образованию Германской империи и завершению объединения Германии на прусско-милитаристской основе. В руках П.

оставались все командные и политические посты империи. Прусский король являлся одновременно германским императором, прус, министр-президент был обычно (вплоть до 1918) имперским канцлером, а также прусским министром иностранных дел.

Пруссачество, укрепившееся в Герм, империи, растущие силы милитаризма сыграли решающую роль в развязывании 1-й мировой войны.

Во время Ноябрьской революции 1918 года в Германии в П. была свергнута монархия. П. стала одной из земель (провинций) в Веймарской республике, сохраняя при этом главенствующее место в политич. и экономич. жизни страны.

С приходом к власти в Германии фашизма (1933) гос. аппарат П. объединился с гос. аппаратом «третьей империи». Вооруж. силы П. на протяжении всей её истории служили интересам господствующих классов — юнкеров и крупной буржуазии, выполняли реакц., захватнич.

планы правящих кругов (см. Германия, Рейхсвер, Вермахт).

Разгром фашистской Германии во 2-й мировой войне, ликвидация немецко-фашистского государства нанесли мощный удар силам герм, империализма и милитаризма. В соответствии с решением, принятым на Потсдамской конференции 1945, Сов. Союзу был передан г. Кенигсберг с прилегающим р-ном (ныне Калининградская обл.

), Польше были возвращены её исконные земли к В. от Одера и Зап. Нейсе, отторгнутые у неё П. Тер. П. к 3. от Одера и Зап. Нейсе осталась в составе Германии. На тер. П., вошедшей в сов. зону оккупации, в 1945-1946 были проведены коренные социально-экономич.

преобразования: аграрная реформа, национализация крупной промышленности, демилитаризация, денацификация и демократизация.

25 февраля 1947 года Контрольный совет в Германии принял закон о ликвидации Прусского государства.

Г. М. Иваницкий.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 6.

Бранденбург и Пруссия

(с 1871 года — Германская империя)

Бранденбург

Асканийская династия (маркграфы), 1134—1320 гг.

Асканийская династия известна с середины XI века. Имя своё она получила по названию замка, расположенного недалеко от современного Ашерслебена.

В 1134 году её представитель, маркграф Северной Саксонии Альбрехт Медведь, захватил земли славян-ободритов на правом берегу Эльбы. Там было образовано новое маркграфство Бранденбург, первым маркграфом которого Альбрехт Медведь и стал.

Альбрехт 1134-1170

Оттон I 1170-1184

Оттон II 1184-1205

Альбрехт II 1205-1220

Иоганн I 1220-1266

Оттон III 1220-1267

Иоганн II 1266-1281

Оттон IV 1266-1308

Конрад I 1266-1304

Иоганн III 1267-1268

Оттон V 1267-1298

Альбрехт III 1267-1299

Отгон VI 1280-1303

Иоганн IV 1286-1305

Генрих I 1293-1318

Оттон VII 1291-1297

Герман 1295-1308

Вальдемар 1308-1319

Иоганн I 1314-1317

Генрих II 1319-1320

Пресечение династии.

Династия Виттельсбахов (маркграфы), 1324—1373 гг.

Людвиг Старший 1324-1351-1361

Людвиг Младший 1351—1365

Оттон 1351-1360-1373

Майнгард 1363-1364

В 1356 году император Карл IV «Золотой буллой» сделал Бран-денбург курфюршеством.

Династия Люксембургов (курфюрсты), 1373—1415 гг.

Сигизмунд 1373-1415

Иоганн 1373-1402

Династия Гогенцоллернов, 1415—1918 гг.

Курфюрсты Бранденбурга, 1415—1619 гг.

Фридрих I 1415/17-1440

Фридрих II 1440-1470

Альбрехт III Ахилл 1470-1486

Иоганн I Цицерон 1486—1499

Иахим I Нестор 1499-1535

Иахим II Гектор 1535-1571

Иоганн Георг 1571-1598

Иахим III Фридрих 1598-1608

Иоганн Сигизмунд (с 1618 года — герцог Пруссии) 1608-1619

Герцоги Пруссии, 1525—1618 гг.

Альбрехт 1512/1525-1568

Альбрехт Фридрих 1568-1618

Курфюрсты Бранденбурга и герцоги Пруссии, 1619-1673 гг.

Георг Вильгельм 1619—1640

Фридрих Вильгельм Великий 1640-1688

Фридрих III/I (с 1701 года — король Пруссии  Фридрих I) 1688-1713

Курфюрсты Бранденбурга и короли Пруссии, 1713-1871 гг.

Фридрих Вильгельм I  1713-1740

Фридрих II Великий 1740-1786

Фридрих Вильгельм II 1786-1794

Фридрих Вильгельм III 1794-1840

Фридрих Вильгельм IV 1840-1861

Короли Пруссии и императоры Германии, 1871—1918 гг.

Вильгельм I (регент — с 1858 г., король Пруссии — с 1861 г., германский император — с 1871 г.) 1861/1871-1888

Фридрих III 1888

Вильгельм II 1888-1918

В результате революции монархия в Германии была упразднена. Последний император бежал в Голландию, где и жил до своей смерти.

Гогенцоллерны

Династия происходит из Швабии. Первый известный их предок Бурхард фон Цоллерн жил в середине XI века. В 1192 году его правнук Фридрих III стал бургграфом Нюрнберга во Франконии (Фридрих I).

Графы Цоллерн

Бурхард I ум. 1061

Фридрих I ум.до 1125

Фридрих II 1125-1145 Бурхард II … 1145-1150/55

Фридрих III 1142 — ок. 1200

Фридрих IV … 1200-1251/5

Фридрих V 1251/5-1289

Фридрих VI 1289-1298

Фридрих VII 1298-1309

Фридрих VIII 1309-1333

Фрицли II 1333-1339

Фридрих IX 1339-1379

Фридрих X 1379-1412

Фридрих XI 1412-1426

Эйтель Фридрих I 1402-1439

Йост Николаус I 1443-1488

Эйтель Фридрих II 1488-1512

Франц 1512-1517

Эйтель Фридрих III 1517-1525

Кристоф Фридрих 1525—1535

Иоахим 1535-1538

Йост Николаус II 1538-1558

Карл I 1558-1576

Раздел владений.

Бургграфы Нюрнберга

Фридрих I 1142/1192 – ок. 1200

Конрад I ок. 1200-1261

Фридрих III 1261-1297

Конрад II 1297-1314

Иоганн I 1297-1300

Фридрих IV 1300-1332

Иоганн II 1332-1357

Конрад III 1332-1334

Альбрехт 1357-1361

Фридрих V 1357-1398

Иоганн III (Байрейт) 1398-1420

Фридрих VI (Ансбах) 1398-1440

В 1415 году Фридрих VI Нюрнбергский выкупил у императора Сигизмунда право на курфюршество Бранденбургское, став маркграфом и курфюрстом Бранденбургским под именем Фридриха I.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 192-231.

Литература:

Маркс К. Подвиги Гогенцоллернов. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 6;

Mapкс К. Положение в Пруссии. — Там же. Т. 12;

Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии.— Там же. Т. 8;

Л е н и н В. И. Аграрная программа социал-демократии в цервой русской революции 1905—1907 годов.— Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 16;

Норден А. Уроки германской истории. Пер. с нем. М., 1948;

Прусско-германский генеральный штаб. 1640—1965. К его политической роли в истории. Пер. с нем. М., 1966;

Vogler G., Vetter K. Preussen von den Anfängen bis zur Reichsgründung. B., 1970;

Ranke L. Zwölf Bücher preussischer Geschichte. Bd. l—4. B., 1929.

Далее читайте:

Германия – государство в Центральной Европе, получившее свое название от римлян по имени обитавшего в ней народа.

Священная Римская империя (это государственное образование включало в себя Германию, а немецкие короли становились ее императорами). 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.